четверг30 января 2025
manipulyator.in.ua

Без купания в море и ужина из рыбы: как российский мазут угрожает побережью Одесской области.

Последствия катастрофы в Керченском проливе достигли побережья Одесской области — мазут с российских танкеров загрязняет украинские берега. Эффекты этой экологической катастрофы могут ощущаться на протяжении многих лет, ставя под угрозу как природу, так и местные сообщества.
Без купания в море и ужина из рыбы: как российский мазут угрожает побережью Одесской области.

Загрязнение морских вод и береговой линии нефтепродуктами представляет собой одну из наиболее серьезных экологических проблем Черного моря, усугубленных войной. 15 декабря 2024 года в Керченском проливе два российских танкера потерпели крушение из-за шторма, расколовшись пополам. Это привело к утечке от 2400 до 8500 тонн мазута, предназначенного для экспорта в Индию.

Долгосрочные последствия загрязнения Черного моря

"Для Одессы мы не ожидаем значительной нагрузки из-за удаленности, но определенное влияние все равно возможно. Мазут является токсичным веществом, которое серьезно воздействует на живые организмы. В первую очередь страдают птицы и китообразные, в частности дельфины, которых мы уже наблюдали среди пострадавших. Донные организмы также подвержены воздействию, так как мазут — это тяжелая фракция нефтепродуктов, которая быстро оседает на дно, смешиваясь с донными осадками. Холодная температура воды замедляет его биодеградацию, однако местная микрофлора постепенно разлагает эти вещества", — рассказывает Гозак.

По словам эксперта, процесс ликвидации последствий может занять десятилетия. Примерно это займет 10-12 лет. Это связано со свойствами мазута, который долго сохраняется в окружающей среде. Особенно сложно в условиях холодной температуры: мазут оседает, смешивается с донными осадками или песком и образует токсичную смесь, которая остается в природе на длительное время.

Однако без официальных исследований и отчетов делать прогнозы сложно. Жителям региона, где уже наблюдается загрязнение берегов мазутом, следует быть очень осторожными в теплую погоду — во время пляжного сезона.

"В теплой воде мазут становится менее вязким и лучше растворяется. Токсичные вещества могут вызвать кожные реакции у людей, которые контактируют с загрязненной водой. Это угроза, которая может сохраняться не один летний сезон. На первый взгляд, пляж или побережье могут выглядеть чистыми, но мазут часто проникает в более глубокие слои почвы или песка. Он постепенно оседает, и токсичные вещества продолжают загрязнять воду. Эти вещества накапливаются в живых организмах, а для людей, которые контактируют с такой водой, возможны раздражение кожи или другие реакции", — продолжает Гозак.

Степень опасности для людей зависит от концентрации загрязнения, и этот вопрос требует оценки специалистов. Поскольку место разлива мазута находится далеко, для Одессы риски значительно меньше, подчеркивает эксперт, однако загрязнение распространяется неравномерно. В некоторых участках уровень загрязнения может быть высоким, в то время как в других он практически отсутствует. Поэтому необходимо провести детальные замеры, чтобы определить, где купание опасно, а где вода безопасна. Загрязнение не равномерно покрывает море, а образует локальные очаги.

В пострадавшем регионе, от Анапы до Керченского пролива, масштабы загрязнения настолько значительны, что биологи считают: это побережье больше не станет курортным, а если и станет, то только после распада России. Для Восточного Крыма и прилегающих территорий последствия будут ощущаться десятилетиями. Загрязнение имеет накопительный эффект: тяжелые металлы и токсичные органические соединения проникают в пищевую цепь, начиная с водных организмов. Люди, которые потребляют местную рыбу и морепродукты, постепенно накапливают эти вредные вещества.

Со временем концентрация токсинов в организме увеличивается, и тяжелые металлы, которые не выводятся, могут вызвать серьезные отравления. "Это уже вопрос к медикам, которые занимаются подобными токсическими воздействиями. Однако предотвращение такого загрязнения является критически важным для здоровья местного населения", — резюмирует директор офиса Гринпис Украина.

Будущее Черного моря под угрозой?

Экологический активист, журналист и исследователь Евгений Симонов подробно анализировал катастрофическую ситуацию, возникшую после разлива мазута российскими танкерами. По его наблюдениям нефтяное загрязнение в Керченском проливе и близлежащих акваториях Черного и Азовского морей произошло в этом году не впервые. Наоборот, оно имело хронический характер задолго до начала полномасштабного вторжения России в Украину.

Мониторинг в 2017-2021 годах показал, что поверхность Керченского пролива подверглась сильному загрязнению нефтью: на 460 спутниковых снимках выявлено почти 2600 нефтяных пятен общей площадью 1107 кв. км. Основные источники загрязнения — места перевалки грузов, порт Тамань и якорные стоянки перед входом в пролив. Кроме того, в регионе есть естественные выходы нефти, которые также влияют на экосистему.

Главная причина загрязнения — активное судоходство. Каждый год через пролив проходит более 20 тысяч судов, преимущественно грузовых. Значительную часть составляют танкеры, которые транспортируют нефть и нефтепродукты для России, Азербайджана и Казахстана. В 2024 году объем перевозки наливных грузов в регионе достиг 133 млн тонн. Наибольшую угрозу представляет перевалка нефти с судна на судно, часто связанная с утечками.

Строительство Керченского моста в 2015-2019 годах еще больше усложнило ситуацию. Его дамба сузила пролив, заставляя суда маневрировать между опорами, что увеличивает риски загрязнения и затрудняет очистку вод.

После захвата Крыма Россия значительно увеличила свою активность в этом регионе, что способствовало загрязнению Азовского и Черного морей нефтепродуктами.

Спутниковые снимки показывают многочисленные случаи разлива нефти, в частности после ракетных атак на буровые платформы Черноморскнефтегаза в июне 2022 года.

Также возросли риски от аварий на судах. В течение войны было повреждено или потоплено около сотни судов, военных и гражданских. В частности, после затопления крейсера "Москва" большое количество топлива осталось на 50-метровой глубине, что может быть опасным в будущем. Нефтяная пленка, образовавшаяся после затопления судов, покрыла значительные территории морских заповедников Украины.

Напомним, министерство финансов США ввело санкции против российских нефтедобывающих компаний "Газпром нефть" и "Сургутнефтегаз", а также против 183 судов, транспортировавших российскую нефть. Эти ограничения направлены на сокращение доходов, которые Москва использует для финансирования войны против Украины.