За почти три года большой войны Украина значительно увеличила производство оружия, а "Укроборонпром" вошел в список 50 ведущих оборонных компаний мира от Defence News. Тем не менее, потребность в западном вооружении остается высокой. Одним из ключевых поставщиков является американская Northrop Grumman.
Разведывательные дроны RQ-4 Global Hawk над Черным морем, фюзеляжи и системы РЭБ для F-16, танковые и артиллерийские снаряды для ВСУ, авианосцы и космический телескоп James Webb, пушки M230LF и легендарный бомбардировщик B-2 Spirit – это лишь часть огромного портфолио компании.
Начав свою деятельность в 1930-х годах, Northrop и Grumman работали отдельно, а в 1994 году объединились. Слияние быстро вывело совместное предприятие на новый уровень. Сейчас Northrop Grumman работает везде: в воздухе, на суше, на море и в космосе.
Компания замыкает тройку оборонных гигантов мира по доходу (39,3 млрд дол. в 2023 году) и считается третьей силой среди "большой пятерки" крупнейших подрядчиков Пентагона после Lockheed Martin и RTX.
Почему Northrop и Grumman объединились и как это повлияло на их будущее? Чем уникальны самолеты B-2 Spirit и какая новая модель придет им на смену? Какое вооружение Northrop Grumman производит для Украины и сколько на этом зарабатывает?
Путь Northrop Grumman к статусу оборонного гиганта начинается с двух фигур аэрокосмической отрасли США: Джека Нортропа и Лероя Груммана. Первый создал фирму Northrop в 1939 году, привлекая внимание инновационным дизайном самолетов. Грумман основал авиастроительную корпорацию Grumman в 1930 году.
Обе компании прошли через значительные трансформации, прежде чем объединиться в 1994 году и стать одним из лидеров аэрокосмической и оборонной промышленности.
Как и для Lockheed Martin, трансформационным периодом для Northrop и Grumman стала Вторая мировая война. Легкие бомбардировщики N-3PB от Northrop помогли британским ВВС, а P-61 Black Widow стал первым ночным истребителем.
Grumman стала синонимом морской авиации, поставляя военно-морским силам США долговечные и эффективные истребители F4F Wildcat и F6F Hellcat ("летучие кошки"). Они подтвердили репутацию компании как производителя прочных и надежных самолетов. Ни одна другая фирма не получала больше похвалы от пилотов.
Спрос на истребители во время войны подтолкнул обоих производителей к быстрым инновациям: в послевоенный период и Northrop, и Grumman начали выходить на новые направления аэрокосмических и оборонных технологий.
Эксперименты Нортропа привели к разработке в 1958 году крылатой межконтинентальной ракеты Snark. Ракета стала важным шагом в гонке вооружений во время Холодной войны, но в 1961 году, после развертывания более современных межконтинентальных баллистических ракет, она устарела и была снята с вооружения.
Позже Northrop успешно применила концепцию низкой стоимости жизненного цикла при разработке N-156 – легкого сверхзвукового реактивного истребителя, который создали для простоты обслуживания и экономичности в эксплуатации. Вместе с T-38 Talon N-156 стал учебно-тренировочным самолетом ВВС США, а в модификациях F-5 Freedom Fighter и F-5E Tiger II продавался по всему миру.
Тем временем для Grumman стал знаковым контракт на производство истребителя-перехватчика с крылом изменяемой стреловидности F-14 Tomcat. Принятый на вооружение в 1973 году "котик" стал самым дорогим истребителем Запада. Самолеты экспортировались в Иран, где они до сих пор стоят на вооружении. F-14 Tomcat были сняты с вооружения в США в 2006 году, заменив F/A-18 E/F Super Hornet.
Среди других знаковых военно-морских самолетов Grumman того времени – небольшой двухмоторный штурмовик большой дальности A-6 Intruder (принятый на вооружение в 1963 году) и двухмоторный E-2 Hawkeye (1964) – первый самолет, разработанный для воздушной разведки раннего предупреждения. В секторе гражданской авиации Grumman представила в 1958 году двухмоторный турбовинтовой самолет G-159 Gulfstream I, затем превратив его в семейство популярных бизнес-джетов.
Активно развивалась компания и в космической сфере, проектируя и строя лунные модули Apollo Lunar Module, которые доставляли астронавтов на поверхность Луны.
В то же время Northrop, производя компоненты для других аэрокосмических компаний, стала главным американским производителем беспилотников и основным поставщиком систем наведения для тактических и стратегических ракет.
Знаковым для компании стал контракт на строительство малозаметного бомбардировщика B-2 Spirit по концепции Нортропа "летающее крыло". Впервые B-2 взлетел в воздух в 1989 году, а еще через четыре года был принят на вооружение. Производство прекратили в 2000 году – всего было построено 21 самолет.
В 2008 году ВМС США заказали компании модернизацию B-2 Spirit, которая стоила почти 500 млн дол. На самолеты установили новое бортовое оборудование и системы связи. Благодаря модер