Всем известна проблема "информационного мусора", когда в бесконечном потоке контента и новостей невозможно найти что-то ценное и важное. Похожая тенденция наблюдается и на войне. Ранее военные имели очень ограниченные данные о противнике, который находился на расстоянии нескольких километров от них. Сейчас благодаря дронам, современным системам связи, радаром и спутникам штаб получает огромные массивы информации.
Это породило другую задачу: что делать с этими данными? Небольшая группа людей в штабе должна за считанные часы проанализировать терабайты информации о противнике. С этим трудно не сойти с ума, так как полученные данные могут быть ошибочными или бесполезными. В современной войне армия имеет два пути: либо укротить информационные потоки и стать эффективнее, либо утонуть в excel-таблицах, скриншотах, метках и расшифровках.
Чтобы двигаться первым путем, командиры украинских подразделений на разных направлениях начали создавать специализированные подразделения, которые с помощью современных технологий собирают и анализируют всю информацию с фронта. Такие подразделения называют центрами ISTAR, и это – практика стран НАТО.
В 13-й бригаде Национальной гвардии "Хартия" диспетчеры в центрах ISTAR круглосуточно дежурят перед мониторами с несколькими трансляциями с беспилотников и находятся на связи с военными на фронте. Они записывают все, что видят и слышат: по каким дорогам передвигаются россияне, какая техника рядом, на каких частотах летают дроны. После этого аналитики собирают из этих данных целостную картину поля боя для штаба.
Если же реагировать на движения врага нужно немедленно, диспетчеры способны за считанные минуты вызвать FPV или артиллерию и наблюдать за уничтожением россиян в прямом эфире.
Правильно налаженная система ISTAR в настоящее время есть далеко не в каждом подразделении. Однако ее внедрение – реальная возможность для Украины стать эффективной на поле боя, уничтожать больше врагов меньшими ресурсами и беречь жизни военнослужащих.
Любой современной армии нужна сеть подразделений, которая собирает и анализирует информацию с поля боя. Сейчас это очевидно, но так было не всегда.
"Ранее армии воевали пехотой на пехоту, танками на танки. Все решала численность, но с появлением современных технологий связи и разведки все изменилось. Американцы задумались о создании единой сети, которая будет собирать и обрабатывать информацию с поля боя, лишь после поражения во Вьетнаме, а окончательно сформулировали ее принципы после появления технологии GPS.
Яркий пример ISTAR в действии – война в Ираке, когда 250 тыс. американцев за 21 день "выносили" 1,4 млн иракской армии. Операция прошла как по нотам. США использовали все свои технические преимущества, имея всю информацию о враге. После этого их союзники начали перенимать этот подход. Украина отстала на десятки лет от западного мира, но сейчас это нагоняет, так как не имеет другого выхода", – рассказал ЕП Ярослав Гончар, соучредитель ГО "Аэророзведка", которая помогает развивать ISTAR в украинском войске.
В Силах обороны появляется все больше подразделений, которые самостоятельно изучают стандарты НАТО и строят систему ISTAR в своих штабах. Одно из них – 13 бригада НГУ "Хартия", которая работает на харьковском направлении.
Она была основана в 2022 году как добровольческое формирование из нескольких десятков человек, а за два года выросла до бригады с тысячами военных.
"Принцип нашей бригады – пехота не должна вступать в бой. Если пехота начинает стрелять – значит, мы уже где-то недоработали. Мы должны наносить противнику превентивные удары, кошмарить, не давать накапливаться, минировать пути передвижения. Для этого нужно точно знать, что происходит вокруг", – объясняет ЕП военный с позывным "Бит" из штаба "Хартии".
Собрать полную картину поля боя бригаде помогает новосозданная система ISTAR. Это аббревиатура, которая означает сочетание Intelligence, Surveillance, Target acquisition и Reconnaissance. В переводе – аналитика, наблюдение, целеуказание и разведка. Что это означает на практике?
Сначала военные получают десятки технологических средств для сбора информации. Это могут быть разведывательные дроны, которые по очереди "пасут" один участок и фиксируют передвижения врагов; снайпер, который следит в тепловизор за скоплением техники; системы радиоэлектронной разведки, радары, спутники, камеры. Приоритеты для наблюдения определяет командир подразделения.
Координаты врагов военные заносят в систему "Дельта". Это цифровая карта, которая обновляется в режиме реального времени и фиксирует историю изменений. Если военный физически не может внести данные – за него это сделает диспетчер ISTAR, который постоянно на связи и следит за трансляциями с беспилотников и другими источниками.
В "Дельту" также добавляются радиоперехваты, информация из чат-ботов и открытых источников, донесения агентурной разведки. В итоге на карте накапливается огромный массив меток, в котором почти невозможно разобраться. Именно на этом этапе к работе подключаются аналитики. Их задача – найти в собранной информации смысл. Увидеть закономерности, визуализировать и быстро передать их главному заказчику – штабу подразделения. Уже там командиры думают, как сорвать планы врага, опираясь на эту аналитику.
"Недавно наши айстаровцы собрали агрегированные данные, как россияне несколько дней ходят по этой дороге", – показывает "Бит" график на своем ноутбуке.
"Парни обнаружили, что россияне здесь регулярно ходят на ротацию пешком по несколько километров. Мы делаем выводы и используем эту информацию против них. Или отслеживаем, в какое время у них чаще всего происходят ротации и заранее поднимаем FPV-дроны на охоту. Мы также фиксируем закономерности в работе их артиллерии, чтобы выявить наиболее безопасное время для планирования наших действий. Таких примеров много", – объясняет он.
По словам военного, сейчас цель их подразделения ISTAR – собирать еще больше важной информации, которая может иметь значение в бою. Например, аналитики могут собирать данные о эффективности дронов. Если техника не показывает желаемого результата – командование думает, как решить эту проблему.
В итоге управление бригадой становится похожим на управление большим бизнесом, где успех операций зависит от наличия информации и правильно сделанных из нее выводов. Даже инструменты используют похожие: в штабе "Хартии" пользуются известной программой, которая предназначена для бизнес-аналитики.