суббота09 ноября 2024
manipulyator.in.ua

Почему одни страны бедные, а другие — богатые? Этот вопрос объяснили лауреаты Нобелевской премии по экономике.

Премия Центрального банка Швеции по экономическим наукам, посвященная памяти Альфреда Нобеля (более известная как "Нобелевская премия по экономике"), в 2024 году была вручена трем американским профессорам за их исследования, посвященные тому, как формируются институты и как они влияют на благосостояние стран.
Почему одни страны бедные, а другие — богатые? Этот вопрос объяснили лауреаты Нобелевской премии по экономике.

Лауреаты смогли доказать причинно-следственную связь, почему общества без верховенства права и с институтами, эксплуатирующими население, не могут добиться экономического роста. Исследование основано на материалах колониального освоения мира европейцами, начиная с 16 века.

Лауреаты

В 2024 году лауреатами премии стали профессора Саймон Джонсон, Дарон Аджемоглу и Джеймс А. Робинсон. Последние двое известны широкой публике как авторы бестселлеров "Почему нации терпят поражение? Происхождение власти, богатства и бедности" и "Узкий коридор".

В первой книге ученые разбираются, почему одни страны могут переживать кризисы, использовать их в своих интересах, а другие терпят упадок даже без очевидных на то причин, а также насколько благосостояние нации зависит от географии, истории и способа управления.

Реклама:

Робинсон также прославился изучением причин и основ развития стран. Он пытался выяснить, почему одни государства богаты, а другие – бедны. Он исследует экономические и политические процессы в странах Латинской Америки и Африки.

Исследования Аджемоглу охватывают широкий спектр областей, включая экономическое развитие и рост, теорию человеческого капитала, теорию роста, инновации, теорию поиска, сетевую экономику и обучение.

Джонсон – бывший главный экономист Международного валютного фонда. В его активе – научные работы по вопросам долгосрочного экономического развития, корпоративных финансов, политической экономики и здравоохранения.

В соавторстве с Аджемоглу Джонсон изучал историю и экономику основных технологических трансформаций, включая сферу искусственного интеллекта.

Почему одни нации преуспевают, а другие – нет

20% самых богатых стран в 30 раз богаче 20% самых бедных стран. Кроме того, разрыв в доходах между самыми богатыми и самыми бедными государствами устойчив.

"Сокращение огромной разницы в доходах между странами является одной из величайших проблем нашего времени", – заявил председатель Комитета академии по премии по экономическим наукам Якоб Свенссон.

Хотя самые бедные государства за последние десятилетия стали богаче, они не догоняют самых состоятельных. Почему так происходит?

Лауреаты этого года по-новому объяснили, почему существуют такие значительные различия в благосостоянии между нациями. Важной причиной являются устойчивые различия в общественных институтах, созданных в ходе колонизации стран. Аджемоглу, Джонсон и Робинсон исследовали колонизацию европейцами больших частей земного шара.

По утверждению ученых, общества с плохим верховенством права и институтами, которые эксплуатируют население, не создают роста и изменений к лучшему.

Исследователи также использовали данные о смертности колонизаторов и нашли зависимость: чем выше их смертность, тем ниже сейчас ВВП на душу населения. Они считают, что смертность поселенцев (насколько "опасно" было колонизировать территорию) повлияла на типы созданных институтов.

Колониальные институты

Когда европейцы колонизировали значительные части мира, существующие институты иногда резко изменялись, но не повсюду одинаково. В некоторых колониях цель колонизаторов заключалась в эксплуатации коренного населения и добыче природных ресурсов.

Одним из важных факторов, который повлиял на тип колонии, которая развивалась, была плотность населения территории, подлежащей колонизации. Чем плотнее коренное население, тем большего сопротивления можно было ожидать.

С другой стороны, большее количество коренного населения предлагало выгодные возможности для дешевой рабочей силы. Это привело к тому, что меньшее количество европейских поселенцев переезжало в густонаселенные колонии. Малонаселенные же места оказывали меньшее сопротивление колонизаторам и предоставляли меньше рабочей силы для эксплуатации, поэтому большее количество европейских колонизаторов переселялось в эти малонаселенные места.

Это повлияло на политические и экономические системы. Когда колонизаторов было мало, они захватывали или создавали институты добычи, которые сосредотачивались на принесении пользы местной элите, а не широким слоям населения.

В то же время колонии с большим количеством колонизаторов нуждались в инклюзивных экономических институтах, которые бы побуждали поселенцев усердно работать и инвестировать в свою новую родину. Это создало требования к политическим правам.

Конечно, первые европейские колонии не были демократиями в современном понимании, но по сравнению с густонаселенными колониями, куда переезжало немного европейцев, колонии-поселенцы предоставляли значительно большие политические права.

Лауреаты премии этого года показали, что начальные различия в колониальных институтах являются важным объяснением огромных различий в благосостоянии на сегодняшний день.

Переворот судьбы
Источник: Йохан Ярнестад, Шведская королевская академия наук

Например, к середине 18 века промышленное производство на территории современного Индии было выше, чем в США. Это изменилось с начала 19 века. Изменение является, прежде всего, результатом различий в институтах. Технические инновации, распространявшиеся по всему миру, могли закрепиться лишь в тех местах, где были созданы институты, которые приносили пользу широким слоям населения.

В книге "Почему нации терпят поражение" авторы приводят пример Англии, где индустриализация происходила несмотря на сопротивление луддитов (тех, кто противился технологическим изменениям), так как аристократическая оппозиция была подавлена.

В то же время в Австро-Венгерской и Российской империях индустриализация была заблокирована. В результате экономики этих двух империй остановились. Они отстали от других европейских наций, экономический рост которых произошел в 19 веке.

Смертность поселенцев

Объяснением типа колониальных институтов была численность европейских поселенцев. Чем больше европейских поселенцев – тем выше вероятность создания экономических систем, которые будут способствовать долгосрочному экономическому росту.

Профессора показали, что еще одним фактором, способствующим институциональным различиям, была серьезность заболеваний, которые распространялись среди поселенцев. Например, болезни, которые были распространены в Индии, были более многочисленными и опасными для британских колонизаторов, чем в Новой Зеландии или Австралии.

Одной из причин этого являются экстрактивные институты, которые европейские колонизаторы либо создали, либо решили сохранить, если это им было выгодно, считают ученые.

Ловушка экстрактивных институтов

Неспособность