Журналисты-расследователи обнаружили в государственном архиве проект распоряжения "Об утверждении перечня военного имущества Вооруженных Сил, которое может быть отчуждено", в который вошли, среди прочего, два последних украинских Ту-95МС. Летом 2011 года этот проект был представлен на рассмотрение Кабмина тогдашним министром обороны Михаилом Ежелем, сообщают "Схемы".
В пояснительной записке он указал, что в связи с реформами и сокращением воинских частей, Министерству обороны предоставляется право на организацию отчуждения военного имущества, среди которого также находились истребители МиГ-29, Су-24 и Су-25, вертолеты Ми-8, гаубицы "Акация" и "Гвоздика", танки Т-80, Т-72 и Т-64.
Как упоминалось в документе, данная инициатива не подразумевала консультаций с общественностью.
Решение о разрешении на продажу самолетов было принято на заседании правительства Николая Азарова в августе 2011 года.
В 2013 году государственное предприятие "Спецтехноэкспорт", подчиненное Министерству обороны во главе с Павлом Лебедевым, продало два последних украинских бомбардировщика Ту-95МС частной компании за 250 тысяч долларов. В 2014 году один из этих самолетов был выставлен на продажу на аукционе eBay за 3 миллиона долларов, но после огласки объявление было удалено.
В 2015 году Государственное бюро расследований (ГБР) начало расследование по факту превышения служебных полномочий при включении боевой техники бомбардировщиков в список имущества на продажу. Следствие установило, что с Ту-95МС были демонтированы двигатели с целью незаконной продажи и вывоза в Российскую Федерацию для установки на самолеты ВВС РФ.
Правообладателем двигателей является компания "Днипробизнесбуд". Совладелица фирмы Анна Шафранская сообщила, что компания получила авиадвигатели в счет долгов от первого покупателя самолетов. Правоохранительные органы изъяли двигатели еще в 2015 году и не вернули их. Однако, как отмечают журналисты, на вопрос о возможном предназначении двигателей для российских самолетов, Шафранская не дала прямого ответа.
Ту-95 был разработан в 1950-х годах конструкторским бюро Туполева для поражения стратегических объектов на глубине тыла противника. Самолет был создан в ответ на американский Convair B-36 Peacemaker, который мог достигать самых отдаленных границ СССР. Позже Россия выпустила более современные версии этого самолета — Ту-95МС и Ту-95МСМ, а также Ту-160.
До 1993 года в Украине на вооружении находились 23 Ту-95, но их списали, в том числе в счет долга за поставленный российский газ.
Ту-95МС способен нести до 6 ракет Х-555, а Ту-95МСМ — более современную крылатую ракету Х-101. При этом дальность полета Х-555 составляет 2500 км, а Х-101 — 5000 км при скорости более 700 км/ч.
Максимальная скорость самолета достигает 830 километров в час при дальности 10500 км. Самолет может нести 20 800 кг боевой нагрузки.
Напомним, во время воздушной атаки 26 августа ВС РФ "аномально" применяли бомбардировщики Ту-95, которые запускали крылатые ракеты из районов Волгоградской области и Каспийского моря.